ВКонтакте

Блоги

Здравствуйте! ) Жители "МойДага! Задумка была такая....
Rozgdennyi (Александр)
Я, буду здесь завтра ))). Всем Здоровья и Добра!
Rozgdennyi (Александр)
Срочно нужен Новый Год.
darvin1982 (☆)
Байрам или байрамидзе?)))
SHAPI_KAZANISH (Къазаныщ къумукъ тамгъа)
Марьям Алиева: О чем нельзя молчать, как уберечься от насилия, и что такое дагестанский романтизм.
pravda05 (pravda)

Тут обсуждают

Знаменитые дагестанцы

Гаджиев Гадис Абдуллаевич

Гаджиев
Гадис Абдуллаевич

27.08.1953

Судья Конституционного суда Российской Федерации

Мать Г. А. Гаджиева, Роза Гаджиева, погибла 4 декабря 2010 года при авиапроисшествии в аэропорту «Домодедово»

Города и сёла

Махачкала

Город

Культовые места

Вокзал

Личные блоги

+12kuznec1 (кузнец) / сурхай-хан

Чолак-Сурхай-Хан — один из самых выдающихся героев Дагестанской истории. Родился в XVII веке. Избранный в хахлавчи (см.) Казикумуха и покончив семейные счеты с двоюродными братьями, желавшими вырвать из его рук Казикумух, он взял и разграбил Шемаху, причем погибли все русские купцы, имевшие здесь обширную торговлю. Взятие Шемахи возвысило значение Чолака и дало ему титул хана, но вовлекло Дагестан в войну с Петром Великим , от активного участия в которой Чолак, однако, уклонился. В 1725 г. ему было поручено Турцией управление Шемахой, с утверждением его в звании хана. Отказ его сдать Шемаху Персии вызвал в 1734 — 1744 годах походы на Дагестан со стороны Надир-Шаха. В 1742 г. Чолак был взят в плен и заключен в Дербентской цитадели, откуда выпущен в 1743 г. Умер Чолак в 1748 г. в Казикумухе. Слава о его подвигах доселе живет в отзывчивой памяти горцев.

Хан Кази-Кумухский Сурхай Чолак отличался великой отвагой, даже среди своих сородичей славился он ловкостью и выносливостью. В те времена ханов и их сыновей народ почитал и уважал за смелость, физическую силу и ум. Сын хана закалялся с детства, ибо должен был стать воином и ловким всадником, умным и образованным человеком. В битвах и сражениях хан с сыновьями шел впереди, их личный пример вдохновлял воинов. Стоило дрогнуть в бою, струсить хану или ханскому сыну — позор ложился на всех них и потомков.

Сурхай был внуком Кази-Кумухского халклавчи Алибека. Тогда царод избирал себе вождя и его называли халклавчи, он обязательно должен был быть выходцем из семейства шамхалов. У Алибека было двое сыновей: Сурхай-шамхал и Герей-шамхал, но оба они погибли еще при жизни отца. В день смерти Сурхай-шамхала у Герей-шамхала родился первенец, которого в честь погибшего дяди и назвали Сурхаем. Через несколько лет погиб и Герей-шамхал. Остались их дети: у Сурхай-шамхала семеро сыновей и одна дочка, а у Герей-шамхала один сын Сурхай. За воспитание внуков взялся сам халклавчи Алибек. А у Сурхая был еще и дед по матери, известный арабист, который взялся обучать Сурхая. И мать Сурхая была грамотной женщиной, владела арабским языком.

С раннего детства Сурхай отличался умом и смекалкой, был вынослив и смел. Мать никогда не баловала своего единственного сына, посылала его со взрослыми парнями на охоту и на состязания. Еще мальчиком он мог вскочить на бегущего скакуна и спрыгнуть с него, купался в ледяной речке. Как-то ранним зимним утром встретила Сурхая родственница, он шел на речку делать намаз перед моленьем. Жалко стало ей мальчика, пошла она к его матери и спросила, почему рискует единственным сыном. "Разве есть у тебя кроме него еще кто-нибудь?"

Мать Сурхая ответила: "Именно поэтому я так поступаю! Если Сурхай вырастет тряпкой, нет у меня другого сына, который вырастет мужчиной. Разве не ему, единственному, надо будет защищать меня, мою землю, мой народ? Будь что будет, судьбу, предначертанную богом, нельзя предотвратить!"

Хотя о смелости и выносливости Сурхая шла молва, сам он робел перед двоюродными братьями. Они часто обижали его, а он не смел им ответить тем же. Очень не нравилась эта робость его учителю, деду по матери. Однажды после очередной выходки братьев, обидевших Сурхая, дед-учитель позвал к себе мальчика и одел на него талисман.

— Этот талисман, — сказал он, — спасет, тебя от любой беды. Какую бы рану, какую бы травму ты не получил. Не бойся, ты выживешь. Запомни: ты ни в коем случае перед-соперником не должен робеть, будь то брат или чужой. Если и душу закрадется робость, вспомни о талисмане и положи на него руку, через мгновение к тебе вернется смелость: как тигр, бросайся на противника! Тебя никто не сможет победить!"

Дед часто возил Сурхая в горы, в поле, на охоту, учил его ловко взбираться по скалам, прыгать через ущелье, джигитоваться с саблей на скакуне и, когда Сурхай робел, дед тут же приказывал: "Тронь талисман!" И робость Сурхая действительно исчезала. И вырос Сурхай самым отважным среди ровесников. К тому же восемнадцать лет он в совершенстве владел турецким и арабским языками и прочел много книг арабских и турецких ученых. Весь коран он знал наизусть. Когда Сурхаю не было еще и восемнадцати, дед Алибек женил его на двоюродной сестре — дочери Сурхай-Шамхала, единственной сестре семерых братьев. Этим браком халклавчи Алибек хотел укрепить дружбу между сыном Герей- шамхала и братьями, ибо чувствовал, что сыновья Сурхай-шамхала не- долюбливают его. Но стар и немощен был Алибек и вскоре заболел и слег. Всеми делами Кази-Кумуха стала управлять его сноха, вдова Сурхай- шамхала Умамат-бике. После смерти халклавчи Алибека, народ Кази-Кумуха и окружных сел собрался на базарной площади Кумуха для выборов нового правителя. Старшины решили пригласить на эту должность одного из сыновей Сурхай-шамхала. Послали вакилов к Умамат- бике с просьбой назвать одного из сыновей, наиболее достойного такой чести. Умамат-бике доложили, что пришли вакилы народа с просьбЬй назвать лучшего из семерых. Но она не соизволила даже выйти к ним, посланцам, сняла с ноги башмак и бросила слугам: "Передайте, Что управлять ими сможет даже этот мой старый башмак!"

Оскорбленные вакилы вернулись яа площадь и доложили народу о случившемся. Возмутились люди и решили пригласить на должность халклавчи Сурхая, сына Герей-шамхала. Послали тех же вакилов к матери Сурхая. С должным уважением приняла она вакилов, выслушала их, и велела слугам найти Сурхая. Мать взяла в руки коран и приготовилась к беседе с сыном. Когда Сурхай явился, сказала ему:

— Сын мой, народ хочет избрать тебя своим халклавчи и уважаемые вакилы пришли спросить моего согласия на твое избрание. Я дам согласие только в том случае, если поклянешься на коране, что будешь следовать моему совету, когда (станешь халклавчи. Ты должен любить, жалеть и утешать народ, жаждущего утолить, знать душу голодного и утешить скорбящего. В трудное для народа время — будь вместе с ним, а если придется, должен отдать за него нс только силы и ум, но и саму жизнь. С людьми старше себя — разговаривай, как с отцом своим, с людьми млад- ше тебя — обращайся, как с детьми своими, а с ровесниками будь как с братьями. Ты должен поднять споткнувшегося и простить его. Если ты обещаешь следовать этим советам, поклянись! — мать на вытянутых руках поднесла сыну коран. Сурхай поклялся делать все так, как советует мать. И мать дала вакилам свое согласие и отправила с ними своего сына. Вакилы доложили народу, как встретила их мать Сурхая и какой наказ дала сыну. Народ одобрил поступок сына и матери и Сурхая провозгласили ханом... Но этим нс обошлось. Возмущенные поступком вдовы Сурхай-шамхала, люди направились к дому, чтобы расправиться с оскорбившей народ гордячкой и ее сыновьями. Кто-то предупредил их о грозящей беде. Умамат-бикс приказала нукерам и слугам запереть ворота и никого нс впускать, приготовить оружие, чтобы в случае необходимости дать отпор. Ворота заперли. Подошедшие люди окружили все жилище Шамхала. Возле ворот и во дворе завязалось жестокое сражение, много нукеров и слуг погибло. Но когда люди ворвались во дворец, там не оказалось ни сыновей шамхала, ни их матери: они убежали еще до окружения. Через несколько дней стало известно, что они укрылись в одной из крепостей на окраине селения Акуша. Акуша тогда не входило в Кази-Кумухское шамхальство.

Народ полюбил Сурхай-хана, почитал его. Молодой халклавчи собрал вокруг себя старейщин Кумуха и окружных сел и вел дела, советуясь с ними. Однажды к Сурхай-хану явились старейшины аулов, граничивших с Акушой, с жалобой, что двоюродные братья Сурхая обижают людей: собирают дань, отбирают скот и драгоценности, бьют и наказывают непо винующихся им.

Сурхай-хан с несколькими нукерами отправился вместе со старейшинами на границу с Акушой. И действительно застал своих братьев бесчинствующими в одном из аулов. Сурхай-хан потребовал, чтобы они удалились и нс смели беспокоить народ ханства. Братья ответили грубо и оскорбительно. Тогда Сурхай предложил драться. Братья обрадовались. Их было семеро, а Сурхай — один с двумя нукерами. Чтобы не вовлекать в кровопролитие людей, Сурхай предложил драться за горой.

Прежде чем вынуть саблю. Сурхай предупредил своих нукеров, чтобы не вмешивались в драку и даже не подходили к нему, пока он жив. Началась жестокая драка. Сурхай дрался, как лев. Он уложил троих, но и ему отсекли саблей кисть левой руки. Истекая кровью дрался Сурхай, ранил оставшихся четверых и они сдались. Сурхай велел своим нукерам оказать помощь раненым братьям. Стоя над убитыми братьями, плакал молодой хан. У него самого оказалось семьдесят ран. Сурхай велел созвать народ и отвезти тела братьев к их матери в Акушу. Он организовал похороны и похоронил их с почестями, подобающими шамхалам. Одного из нукеров послал к жене с повелением немедленно выехать на похороны своих братьев в Акуша. Был у них в то время восьмимесячный сын по имени Магомед. Так и окончилась их совместная жизнь.

Впоследствии Сурхай-хан женился на дочери известного в то время арабиста из селения Цущар. Ее звали Хаджи-Айшат ибо не только грамотной была эта девушка, но и совершила хадж в Мекку.

С первых дней правления шла в войнах жизнь Сурхай-хана. И всегда он личной отвагой и мужеством вдохновлял воинов. Подобно деду своему — халклавчи Алибеку, воспитывал он и своих сыновей — Магомеда и Муртазаали. Много песен сложено в народе о младшем сыне Муртазаали, разбившем персов.

В войне с иранскими захватчиками Сурхай-хан участвовал в преклонном возрасте. И попал он в плен к самому Надир-шаху. Хотел шах казнить его. И Сурхай-хан сказал ему:

— Я стар. Не много урона для моего народа будет от этой казни. А много ли пользы будет тебе? Помни, после моей смерти твоя жизнь будет длиннее моей лишь на несколько дней...

Надир-шах воздержался от казни Сурхая и отправил его в тюрьму города Дербента, где была резиденция Надир-шаха. Туда же он выслал и — жену Сурхай-хана Хаджи-Айшат. Но не заточил ее в тюрьму. Сумела Хаджи-Айшат встретиться с женой Надир-шаха, покорила ее своим умом и грамотностью, и та сделала все, чтобы облегчить участь Сурхай-хана: он был освобожден из тюрьмы, хоть и не мог выехать из Дербента. Когда сын Сурхай-хана Муртазали разгромил персидские войска, не до пленных было Надир-шаху, и вернулись они домой... Кази-Кумухским ханом в то время был старший сын Сурхая — Магомед.

Старый и больной Сурхай-хан доживал свои последние дни в постели. Незадолго до смерти он раскрыл талисман, что носил с самого детства. В пропитанной воском ткани был завернут тоненький лоскуток кожи с над- писью: "Срок жизни твоей находится в руках Аллаха, но удача твоя в решительности и уверенности твоей души".

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 04:57

    мы незнаем своих героев....а надо знать

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 04:59

    [опубликовано 21 Октября 2009]
    Алиев Багомед


    В Среднем Дагестане в исследуемое время находилось одно из крупных и влиятельных феодальных владений Дагестана - Казикумухское ханство. В начале XVIII в. оно занимало территорию только в центре Нагорного Дагестана, заселенную лаками. Наиболее ранние сведения о территории и границах Казикумухского ханства относятся к первой трети XVIII в. И.-Г. Гербер писал, что народ «хаси-кумуки» находятся «между горами подле карахайдаков и Табасарана, а от зюйду (югу - Б.А.) и от весту (западу - Б.А.) высокими горами обняты». (1)

    Но это уже не собственно лакская территория, а более широкая, что подтверждается и сообщением Я. Рейнеггса 80-х годов XVIII в., который писал: «К норд-весту (северо-западу - Б.А) от княжества Шамгал находится... не менее сильное княжество, которое собственно называется Гази-Кумук, оно граничит к западу с аварами, к югу - с Табасара-ном, а к востоку - Дербентом и Каракайдеком». (2)

    Уточняя все эти сведения и имея в виду всю территорию Казикумухского владения, а не территорию собственно лаков, в 1796 г. Ф.Ф. Симонович писал: «Лежит наперевес Дагестана, простираясь от горы Кохма провинцею Кура, с южной провинцею Казы-кумыцкою (это и есть территория собственно лаков - Б.А.), в Северной Дагестан провинция Кура или Кюре простирается от Кавказского снегового хребта по четырем верхним полосам между реками Гургели и Самуром, к северу граничит с Табасараном, к востоку с Дагестанским владением, к югу с Кубинским, Ахтынским и Рутульским владениями, а к западу окружается Кавказскими горами. Примечательнейшие в оном реки: Гургели, Арачал, Арахчай и Самур». (3)

    Как видим, эта огромная территория, охватывающая не только земли собственно лаков, но и часть даргинцев и наро¬дов Южного Дагестана. Да и перечень рек Южного Дагестана говорит об этом. И само владение казикумухского хана здесь дается в работе посвященной Южному Дагестану, что является свидетельством того, что в составе этого владения земель других народов Дагестана было больше, чем земли собственно лаков. О собственно территории лаков В.Г. Гаджиев пишет так: «Высокими горными хребтами лаки были отделены с севера и северо-запада от аварских союзов сельских общин, с востока - от даргинцев, с юга - от лезгин». (4)

    Именно эту территорию народ называя, да и поныне называет «Страной лаков» (Лакрал - к1ану)». (5) Эта территория «от восточного склона Турчи-Дага, граничещего с Аварией, до пределов Дюльти-Дага, т.е. долина Казикумухского Койсу... ». (6) Казикумухское владение образовалось как отдельная политическая структура Дагестана после перехода шамхалов в Тарки, когда «казикумухцы (лаки - Б.А.) отложились совершенно от них и выбирали себе особого правителя, под названием Хахлавчи». (7)

    Примерно в 1700 г. умер хахлавчи Алибек. В результате борьбы за власть с помощью казикумухцев хахлавчи стал внук Алибека (сын Гирея) Сурхай. Он вел активную политическую деятельность в первой половине XVIII в. При нем Казикумухское владение сильно расширило свою территорию, и произошел его расцвет.

    В первое же десятилетие своего правления Сурхай проявил себя как энергичный, умный и активный политический деятель. «Казикумухский хан Сурхай в первой половине XVIII в. не только сумел привести в совершенное послушание лакские общества, составлявшие его владения, но и распространил свою власть на значительное число кюринских обществ и на ряд магалов Табасарана». (8)

    В первой четверти XVIII в. он принимает самое активное участие в антииранской борьбе горцев Дагестана и Северного Азербайджана, став одним из руководителей этого движения. Это движение довольно подробно изучено во многих работах дагестанских исследователей. Поэтому нет необходимости говорить о нем подробно. Укажем лишь на основные его вехи, в которых, так или иначе, проявил себя Сурхай.

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:10

    В 1711 г. объединенные дагестанские силы осадили Шемаху, но без успеха. «Хахлавчи Сурхай, оставшись главным вождем предприятия, в 1722 году, вновь пошел на Шемаху и после 15-дневной осады при помощи шемахинских суннитов, взял город и совершенно разграбил его». (9)

    По утверждению А.В. Комарова, «взятие Шемахи чрезвычайно возвысило в Дагестане значение Сурхая, и он, по просьбе шемахинцев, принял титул хана». (10)

    Однако по данному вопросу имеется и другое мнение. В.Г. Гаджиев пишет по этому вопросу следующее: «Воспользовавшись внешнеполитическими успехами, он (Сурхай - Б.А.) объявил себя ханом. Обычно это событие связывается с взятием Шемахи, причем полагалось, что оно произошло в 1712 г. Но это неверно, так как Шемаха... была взята не в 1712 г., а лишь в 1721 г. А к этому времени Чолак-Сурхай во всех известных нам документах именуется уже ханом». (11)

    Как бы то, ни было и какое бы из этих мнений не было верным, факт остается фактом, что Сурхай принял титул хана и Казикумухское владение в первой четверти XVIII в. становится ханством.

    После Шемахи руководители повстанцев Сурхай-хан и Дауд-бек разбили войска гянджинского и эриванского ханов, затем осадил Баку, Ардабил, Дербент и другие стратегические и политические центры. Разделив между собой освобожденные от Сефевидов земли и понимая сложность создавшейся обстановки, когда русское правительство потребовало возвращения убытков, причиненных русским купцам во время взятия Шемахи, Сурхай-хан и Дауд-бек в 1721 г. обратились к турецкому султану о приеме их в покровительство. Однако в подданство Турции был принят только Дауд-бек, который (разными происками успел устроить дела так, что был назначен правителем Ширвана». (12)

    Сурхай-хан обиделся на него, «разсорился с ним и вскоре сделал набег на Ширван, прошел почти до Гянджи, но не имея особого успеха возвратился в Казикумух». (13)
    Каспийский поход Петра I Сурхай-хан воспринял отрицательно. И хотя он во «время движения русских войск и впоследствии... не предпринимал противу них никаких враждебных действий, но не изъявил покорности». Он не признал и Константинопольского договора 1724 г. и призвал горцев к борьбе с Турцией.

    Зимой 1725 г. он с 6-ю тысячным отрядом совершил поход на Мюшкюр. Видя невозможность подчинить Сурхай-хана, Турция сначала передала ему Кабалу и он «Зурхай, в оном, – как писал И.-Г. Гербер, – укрепился, также и Агдаш противно повелением турецким во власть взял» и требовал отдать ему и Шемаху. (14)

    Он получил также чин двухбунжучного паши и жалованье 3 тыс. рублей, а в 1728 г. – был утвержден ханом Шемахи. Так. Сурхай реваншу «полную над Хаджи Даудом получил». (15) Все это сильно возвысило значение Казикумуха в Дагестане «Все владетели и общества искали дружбы и покровительства Чолак-Сурхай-хана». (16)

    С приходом к власти в Иране Надира возобновились военные действия против Турции за возвращение территорий, которые принадлежали раньше Сефевидскому государству. (17)

    После ряда побед Надира Турция была вынуждена в 1733 г. заключить Багдадский мирный договор, по которому обязывалась уступить Ирану все ранее принадлежавшие ей территории. Но властвовавший в Ширване, Сурхай-хан не подчинился власти Ирана. Когда Турция приказала передать Ширван Ирану, Сурхай-хан убил привезшего этот приказ слугу правителя Астафы Мусы Талышинского и ответил, что завладел Ширваном при помощи мечей мусульман-лезгин, а не по пожалованию Турецкой державы. (18)

    В ответ на действия Сурхай-хана летом 1734 г. Надир двинул свою армию на Ширван. С этого времени вплоть до убийства Надир-шаха народам Дагестана пришлось вести тяжелую и упорную борьбу с иранскими завоевателями, в которой большую роль играли Сурхай-хан и его сын Магомед.

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:12

    После смерти Сурхай-хана ханом Казикумухского ханства стал его сын Магомед (1748-1789). Он и его приемник Сурхай-хан II (Кунбатай) (1789-1827) продолжили политику присоединения к своему владению территорий соседних народов. В период их правления Казикумухское ханство намного расширило свои границы. Им удалось покорить «ближайших соседей.

    Так, они подчинили себе целое общество Варкун-Дургуа, иначе Ашти-Кунки и заставили платить дань; присоединили несколько селений от обществ Андалала и Рис-Ора, завладели сел. Арчи и частью ущелья реки Кара-Самура». (19)

    К концу XVIII в. Казикумухское ханство представляло из себя огромное по масштабам Дагестана феодальное владение, которое, как было отмечено выше, по выражению Ф.Ф. Симоновича, лежало «наперевес Дагестана», охватывая земли лаков, части даргинцев, агулов, рутулов и лезгин. (20)

    Собственно «Казыкумыцкая провинция», т.е. территория лаков, составлявшая ядро ханства, как писал Ф.Ф. Симонович, «к северу граничит с народами цудахара, акуша и микяга, к востоку с народом: гуряки, сирга, каракайдаками и с частью Табасарана, к югу с провинцией Кура, а к западу окружается Кавказским хребтом». (21)

    Конечно, наш автор здесь не совсем прав, говоря, что земли лаков доходили до урахинцев и мекегинцев и тем более до собственного Табасарана. Но в целом очерченная им территория – это территория собственно лаков и земель, входивших в ханство.

    Вместе с присоединенными землями других народов Дагестана в Казикумухском ханстве, по одним сведениям, было до 300 деревень с населением до 150 тыс. человек, (22) по сведениям конца XVIII в., имеющихся в работе Ф.Ф. Симиновича, в Казикумухской «провинции» было до 150 деревень с населением до 30 тыс. человек, (23) по данным другого участника Персидского похода 1796 г. И.Т. Дренякина здесь было 15666 дворов и 46998 душ. (24)Согласно данным А.П. Тормасова, в 1811 г. в ханстве было 18000 дворов, в которых проживало 108000 жителей, (25) а по сведениям А.В. Комарова собственно лакских сел в 60-х годах было 97, где проживало 34 тыс. человек. (26) В семи «магалах» (округах) Южного Дагестана было до 100 деревень и до 120000 жителей мужского пола. (27)

    На основе анализа сведений XVIII в. В.Г. Гаджиев пришел к выводу, что «численность лакского населения колеблется от 32, 5 до 47 тыс. человек, причем в течении почти одного столетия оно уменьшилось чуть ли не на 15 тыс. человек». Объясняет это он тем, что «казикумухские ханы в XVIII в. вели бесконечные войны, в результате которых здесь не только не происходил естественный прирост, а все более и более сокращалась численность населения. Имея все это в виду, можно предполагать, что в начале XVIII в. она доходила до 45-47 тыс. человек». (28)

    В конце XIX в., т.е. почти через 200 лет, согласно сведениям Е.И. Козубского, в Казикумухском округе, образованном из бывшего казикумухского ханства, было 52060 человек. (29) Поэтому думается нужен еще более тщательный анализ всех существующих сведений. Приведенные выше границы территории Казикумухского ханства говорят об этнической неоднородности его населения. Это было полиэтническое владение. Кроме собственно лакцев здесь проживали даргинцы, аварцы, табасаранцы, агулы и лезгины.

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:16

    В административном отношении Казикумухское ханство было разделено на магалы (30) (Ф.Ф. Симонович называет их округами). Это собственно лакские магалы Мачайми, Вицки, Гумучиял, Кулал, Ура-Мукарти и Барткал, а также присоединенные территории Ашти-Кунки (Буркун-Дарго), Арчи-шалинский, Кюра, которая была разделена на «7 округов», (31) о которых будет сказано во второй главе работы.

    Имея огромную территорию и численность населения, казикумухские ханы могли выставлять огромное войско, которое, по словам И.Т. Дренякина и А.И. Ахвердова, (32) доходило до 8 тысяч человек, П.Г. Буткова - до 20 тыс., (33) а А.В. Комарова (собственно лаков) – от 6 до 7 тыс. (34)

    В целом политика казикумухских ханов была антироссийская, что особенно проявлялось при Сурхай-хане II (Кун-бутае), пришедшему к власти после Магомед-хана. Он неоднократно давал присягу на верность России, но, при первом же случае, отказывался признать власть России и не раз организовывал антирусские выступления или же принимал в них самое активное участие; нередко он обращался за помощью к Ирану и Турции. (35)

    Когда в Дагестан в 1796 г. вступили русские войска под командованием В. Зубова, Шихали-хан и Сурхай-хан II собрали 20-тысячное войско и «хотели напасть на русский авангард». (36)

    Но их планы были расстроены, так как русские войска взяли Дербент, а самого Шихали-хана – в плен. Когда русские войска ушли из Дербента, Сурхай-хан собрал до 10 тыс. человек и двинулся на Кубу. Но он потерпел поражение от генерала Булгакова и, уйдя к Самуру, обратился с просьбой принять в подданство России. С уходом же русских войск в Кизляр «начались обычные беспорядки». Шихали-хан вновь овладел Дербентом, а Сурхай-хан несколько раз пытался овладеть Кубой. На этой почве между ними происходили военные столкновения. (37)

  • 0manowar__ (Чел) 3 января 2013 в 05:17

    да сильное ханство .... было когда-то)

    • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:19

      я когда прочитал о нем первый раз был удивлен.. что дагестанцы не помнят о нем...

      • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:20

        парту патимат помнят а его нет)))))))) неправильно это)))

      • 0manowar__ (Чел) 3 января 2013 в 05:30

        я бы так не стал обобщать . кому интересно те помнят.

        • 0manowar__ (Чел) 3 января 2013 в 05:32

          и Агалар-хана прекрасно помнят (особенно в Кумухе) и Муртузали-хана

        • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:33

          ну согласись читая его биографию понимаешь что сильный был человек

          • 0manowar__ (Чел) 3 января 2013 в 05:39

            вообще я давно это подозревал. ))

            • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:41

              )))))))))))))он у меня только уважение)))))))))))

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:22

    Ермолов писал: Сурхай-хан Казикумухский самый хитрейший из мусульманских владетелей. Гордин Я. А. писал что Сурхай-хан II есть один из храбрейших и сильнейших лезгинских владельцев в Дагестане. а это его внук....Сурхай-хан 2

    • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:23

      думаю слово ермолово о противнике имеет вес)))

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:27

    а это для магомеди который любит спорить где чья земля))))))

    • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:27

      Сурхай-хан II требовал у русских признания его территорий, в частности Кубы и Джаро-белоканов. В Кубинском ханстве и Джаро-белоканах проживали этнические дагестанцы которые желали быть под флагом Казикумухских ханов.

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:29

    их часто кстати путают)))))) деда и внука один чолак сурхай-хан1 второй сурхай-хан2

  • 0kuznec1 (кузнец) 3 января 2013 в 05:31

    В 1700 году лаки дали своему правителю популярный титул — хан. Совет старшин избрал правителем Сурхай-хана I (1680—1748), сына Гарай-бека, сына Алибека II из рода шамхалов. Сурхай-хан I урезав права джамаатов и ликвидировав самостоятельность магалов, создал единое лакское государство с сильной ценральной властью.
    Сыновья Алибека II, Сурхай и Гарай, умерли еще при его жизни. У старшего Сурхая было семь сыновей, а у младшего Гарая один сын Сурхай. Согласно обычаю власть переходила по наследству и старший сын Сурхая должен был стать халклавчи, но народ избрал правителем Сурхая, сына Гарая. Семеро сыновей старшего Сурхая не смирились с утратой власти. Недалеко от Кази-Кумуха завязался бой. Сыновья старшего Сурхая были побеждены и бежали. Из них, Алибек поселился в Телетле, Алихан в Гоцатле, Гунащхан в Гоноде[

    • 0mark51 (Марк) 3 января 2013 в 11:11

      Это было не совсм так, вы слишком идеализируете Сурхая, он не был самым старшим и власть должна была переходить одному из братьев изгоев, но Сурхай перехитрил их, и захватил власть из-за этого у них произошла стычка. в ходе которого Сурхаю была отрублена рука, и поэтому он известен в Дагестане, как безрукий Сурхай.
      Его разгромил Надир-шах, которого впоследствии был разгромлен в аварских горах.

Комментировать
Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам · В Дагестане за сутки от COVID-19 умерли более 20 человек · В Дагестане за неделю от COVID-19 умерли более 90 человек · В Дагестане за сутки от коронавируса скончалось 16 человек
© 2009–2024 Мой Дагестан. Для лиц старше 18 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.239089 сек.