ВКонтакте

Блоги

Махачкалинский таксист
kvantun (Х1амзат)
В Дагестане возрождают дорогу предков – Бузнаса Нух
kvantun (Х1амзат)
Учите детей ИСЛАМУ с младенческого возраста, лезгинке и улица научит.
Astana1 (Abdula)
Что за кипиш в вацапе?
darvin1982 (☆)
Рекорд..
bekhan/// (бекхан первый)

Автообъявления

Знаменитые дагестанцы

Муртазалиев Сагид Магомедович

Муртазалиев
Сагид Магомедович

11.03.1974

Борец вольного стиля, олимпийский чемпион, политический деятель

У Сагида Муртазалиева четыре брата и сестра

Всё о Дагестане

Мой Дагестан

Города и села Дагестана

Ицари

Местность Ицари была заселена первобытными людьми, о чем свидетельствуют наскальные изображения людей и животных в окрестностях села, которым, по свидетельству археологов (В.Котович), более 2500 лет. Многочисленные соляные знаки говорят о том, что до прихода ислама здесь получили развитие разные виды верований, основное из которых – поклонение Солнцу.

Старая часть села, построенная на высокой скале, напоминает пчелиные соты — дома примкнулись друг к другу, и крыша нижнего соседа служит верандой для верхнего.

Село представляло собой укрепленную крепость, окруженную четырехэтажной крепостной стеной, большая часть которой сохранилась и до сих пор. Ицаринские стены были, по-видимому, некогда конечным звеном крепостной стены, шедшей непосредственно от Дербента в глубь гор. Для входа в село в стене имелись 4 крепостные ворота, трое из которых действуют и поныне. Четвертая же была разобрана в 70-е годы ХХ-го века. Почти все дома трех— или четырехэтажные. Большинство улиц представляют собой лабиринт тоннелей, перекрытых строениями. Все улицы села вымощены крупными камнями, причем, имеются специальные приподнятые «тротуары» для людей, и более широкие части улицы для скотины. Сохранилась до сих пор и подземные каменные водоводы, предназначенные для слива дождевой воды.

Труднодоступное ущелье Уллучая служило ранее естественной защитой села от иноземных захватчиков. Все же и здесь происходили кровопролитные бои: сохранился каменный барельеф с изображением схватки кавказца и монгола.

В средние века Ицари являлось центром Ицаринского вольного общества, куда входили джамааты семи близлежащих селений. Некоторое время Ицари являлось частью кайтагского уцмийства и была летней резиденцией уцмия.

В центральной части села сохранилась крепость, которая сложена из огромных камней и которая по кладке напоминает стены Дербентской крепости. На ней имеется куфическая надпись: «О, господь наш, избави нас и всех верующих от злобы шайтана и несправедливости султана! Поистине, нет божества, кроме Аллаха». Надпись датируется XI-м веком. Ученые считают, что датировку ицаринской крепости нужно отнести ко времени построения дербентской стены.

В крепости, которая является домом тухума Агъадайхъал, жил Рум-талхъан «царь села Рум» (Рим). Из пяти этажей крепости ныне сохранилось три этажа; в них имеются бойницы, за которыми могло разместиться несколько стрелков. Сохранилась также тюрьма для узников и пленников. Здесь же находятся одни из четырех крепостных ворот села. Украшенные резьбой дубовые двери крепости в 1970-х годах были вывезены из села и в настоящее время находятся в Историко-археологическом музее Дагестана в Махачкале. Следует отметить, что в доме уже никто не живет, в стенах крепости образовались огромные трещины, и, если не предпринять срочных мер, на наших глазах крепость может превратиться в груду руин. В том же музее находится каменный волк, который располагался на крыше одного из домов при входе в село. Вывезены и находятся в музее также 55 арабоязычных рукописных книг, взятых из ицаринской Джума-мечети.

Наиболее известной достопримечательностью Ицари является оборонительная башня, возвышающаяся над селом. В настоящее время она является наиболее крупной из сохранившихся круглых башен на Северном Кавказе. Она представляет собой сужающееся кверху конусообразное сооружение с примерной датировкой 14 века. Основное предназначение башни — оборонительное: она была построена для борьбы как с иноземными захватчиками, так и соседними племенами, «которые сжигали посевы и угоняли скот» (надпись на арабском на стене башни; перевод А.Р.Шихсаидова). Одновременно башня служила также в качестве сигнальной и сторожевой. Толщина стен у основания около 2 метров, внутренний диаметр 7 метров. На южной стороне, направленной к селу, на уровне 2 этажа имеются входные ворота с дубовыми дверьми (вход в башню осуществлялся посредством приставной лестницы); на 4-м этаже – смотровое окно. По направлению к северу в башне имеется около 20-ти бойниц, по 5 на 2, 3, 4 этажах с узкими щелями для стрельбы и расширяющиеся внутрь; за ними могли разместиться по 3-4 стрелка.

Башня находится на выступе горы над селом; с трех сторон расположены крутые склоны, от ближайшей поляны башня отделена восьмиметровым рвом. Внутри башни от центра в северную сторону идет радиальная стена толщиной 2,5 метра; она выполняла оборонительную функцию при потенциальном таране башни. Она также служит опорой для межэтажных покрытий. На высоте 14 метров имеется деревянный сейсмопояс, над ним построены консолы. Стены построены из средних камней, но видно, что строили искусные мастера – в стене множество разных элементов – «елочки» и т.д. По форме и деталям Ицаринская башня напоминает образцы западноевропейской средневековой военной архитектуры.

Привлекает внимание большое количество крупных камней, встречаемых в башне, как круглых по своей природе, так и специально обтесанных. Видимо, на радиальной стене стояла камнеметная машина, которая могла поражать противника как в непосредственной близости, так и на подступах к селу. Башню строили из камня, добываемого недалеко от села. На строительство обязано было выходить все мужское население; не пришедшего на работу ждало наказание – под ногти забивали деревянные гвозди. В жаркое время до обеда камни методом цепочки передавались с западного ущелья, после обеда – с восточного.

По преданию, раньше башня была 8-этажной. На фотографиях 50-х годов сохранилось 5 этажей, общая высота 18 метров, а к началу 90-х годов оставалось 3,5 этажа. Для удобства подъема на вершину башни камни стены активно сбрасывались как местными мальчишками, так и приезжими туристами. В 1991 году под руководством Р.О.Муталова были проведены реставрационные работы, позволившие не только спасти башню от дальнейшего разрушения, но и восстановить 4-й этаж. Благодаря усилиям районной администрации, Ицаринская башня была включена во Всемирный фонд культурного наследия человечества, и в 2007 году при финансовой поддержке ЮНЕСКО была проведена окончательная реставрация башни – восстановлены межэтажные перекрытия, закрыт верх, на крыше сделаны выступающие бойницы и т.д.

Во времена распространения ислама в окрестностях села происходили ожесточенные бои. Имеются легенды про богатыря Ккваццала Г1яли (возможный смыл имени: "Али, якобы рожденный кобылицей"), который сумел уничтожить селение Ц1урццарай, в котором жили язычники. Его могила в настоящее время стала зияратом, куда приезжают много верующих как из близлежащих, так и отдаленных селений. Ученые отмечают, что в селении Ицари было много переписчиков арабских книг, и оно являлось одним из центров распространения ислама в Дагестане: «Такие селения, как Ашты, Ицари, Ахты, Кубачи, Кумух. Хунзах, Обода, Согратль и многие другие, были культурно-религиозными центрами, средоточием образованности и научной мысли».

В средние века в селе была построена огромная Джума-мечеть. Мечеть была разрушена в 1960-годы. В 2004 году ицаринскую мечеть удалось полностью восстановить благодаря усилиям директора местного совхоза Муталова Мутала. Про арабские книги, вывезенные из ицаринской мечети, А.Р.Шихсаидов и Х.А.Омаров написали в статье: «Арабские рукописи из дагестанских селений Ицари, Мехельта, Акуша (Новые исследования советских арабистов. Кн. 2. М., 1988. С.193-207).

Ицаринцы обладают своеобразной культурой, традициями, обрядами, которые не встречались в соседних селениях. Так, до недавнего времени существовал обычай пленения постороннего мужчины женщинами, работающими в поле. По сообщению П. Петухова, «в магале Ицари горного Кайтага мужчина, по несчастью встретившийся с толпой женщин и девушек, делается их жертвой: его обезоруживают, принуждают танцевать, прыгать и исполнять все их прихоти; достаточно натешившись, они отпускают свою жертву при громком хохоте и остротах. Это случается особенно в тех случаях, когда женщины выходят из аула для сбора моха и особой травы на брачные подушки и тюфяки новобрачным».

В 1930-х годах в селении был создан колхоз «Комсомол», который в последующие десятилетия занимал по ряду показателей ведущие места в районе. Основное занятие сельчан – животноводство и земледелие.

В годы Отечественной войны из сравнительно небольшого села Ицари ушло на фронт и пало смертью храбрых 146 (!!!) ицаринцев.

В 1950-70-х года была построена автодорога, школа, клуб, фельдшерский пункт, библиотека, Дворец культуры, селение было радиофицировано и электрифицировано. В районе славились участники художественной самодеятельности, мастера песни и танца, которые часто занимали первые места.

В 1960-70-х годах ицаринцы начали переселяться на равнину. В настоящее время они проживают в поселке Дружба Каякентского района (30 хозяйств), г.Избербаш (26 хозяйств), г. Махачкала (около хозяйств), в Иван-кутане (46 хозяйств). Большая часть ицаринцев переселилось в Кизлярский район, и ныне проживают в селениях Михеевка, Бондареновка, Косякино, Первомайское, а также в самом Кизляре. По несколько семьей ицаринцев имеется в Дербенте, Берикее, Каспийске, Москве, Тамбовской и Саратовской областях. В самом селении проживает около 30 хозяйств.

(c) www.dagplaneta.ru

Культовые места

События региона

Яндекс.Метрика Правообладателям · F.A.Q. · Пользовательское соглашение · О проекте · Реклама на сайте · Инвесторам
© 2009–2017 Мой Дагестан. Для лиц старше 16 лет. Пишите: admin@moidagestan.ru
Сгенерировано: 0.268458 сек.